Очерк о беларусском междугородном транспорте, или Минск-Несвиж-Мир-Новогрудок-Гродно-Минск

Итак, пишу этот пост по горячим следам путешествия в Беларусь. Длилось оно три дня — традиционные выходные в честь 8-го марта, в этом году с 8-го по 10-е. Хотелось необычного. Не хотелось ехать за тридевять земель, и хотелось потратить совсем немного. А еще хотелось замков, костелов в литовском стиле, еды по ГОСТ-у и широких полей, покрытых снегом… В общем, выбор пал на Беларусь. В дальнейшем планируются отдельные посты про все месте, где мы побывали… А пока — маршрут в подробностях для тех, кто соберется ехать так или похоже. Путевые заметки и рассказы об отдельных объектах — в отдельных постах, предназначенных светлому будущему.

Соображения о маршруте
На выбор маршрута повлияли следующие факты: то, что самое адекватное сообщение с Беларусью сейчас на маршруте Киев-Минск; то, что очень хотелось посетить два замка — объекты культурного наследия Юнеско, Мир и Несвиж; то, что по прочтении материалов про города Беларуси нам очень захотелось приехать в Гродно. Так и решилось. Но проще сказать, чем сделать — в Беларуси существуют проблемы с междугородным транспортным сообщением.  Сообщения с Гродно и Мир, и Несвиж не имеют. Если ехать сразу из Минска в Гродно — либо на Гродно отводится всего-то пол-дня, либо же посещение замков откладывается на последний, 3-й, день. Ехать в замки и успеть в Минск на ночевку вполне реально, но это полностью лишало надежды на неспешный и вдумчивый осмотр замков. Примерно так, с долгими раздумиями и предисловиями,  пришло решение найти транзитный пункт, расположенный недалеко и от замков, и от Гродно. Просмотрев карту и расписания транспорта, остановились на Новогрудке. Достаточно большой, исторически и архитектурно привлекательный райцентр, с минимум двумя отелями и хорошим сообщением с Гродно.

В результате маршрут выглядел так:
день 1: Минск-Несвиж-Мир-Новогрудок
день 2: Новогрудок-Гродно
день 3: Гродно-Минск

Как ходит транспорт
Прежде всего: транспортное сообщение в Беларуси плохое. Хуже чем в Украине? Учитывая, что я была много где в Украине и мало где в Беларуси, отвечу кратко: да. Вы ожидаете, что маршрутки между соседними областными центрами существуют и ходят часто? Что из райцентра в центр его же области можно попасть легко, ведь транспорт ходит часто и допоздна? Что, придя за пол-часа до отправления автобуса, вы сможете купить билет на него, или хотя бы на следующий, или хотя бы поехать стоя? Нет, нет и нет. Ведь это Беларусь же Беларусь, близкая, но другая.

Частные перевозчики есть, но их очень мало. Основная масса перевозчиков — государственные. Билеты продаются только в кассах и только на сидячие места. Количество билетов опять же строго ограничено, и они могут быть уже распроданы. Автобусов мало, и они явно не справляются с наплывом пассажиров. Экспресс-автобусов почти нет. Автобусы часто ходтя в неудобное время. Два раза в день. Или же пять раз. Их часто отменяют, их меньше в выходные, их могут отменить по причине праздника, выходного, без причины. Зато есть электрички. Они такие же, как у нас, дешевые и со стоячими местами. Еще говорят, что Беларусь — очень автомобилизированная страна. И что путешественники без машины здесь редки, потому и инфраструктуры нет.

Как планировался транспорт:

  1. Едем до Несвижа на одном из автобусов Минск-Пинск, которые ходят часто.
  2. Едем до Мира, ведь есть автобус около 16:00.
  3. На проходящем автобусе отправляемся в Новогрудок.
  4. Оттуда в Гродно. Аавтобусов много, они быстрые.
  5. Возвращаемся в Минск.

Транспортная эпопея, или что из этого получилось

  1.  Мы нашли автовокзал, поменяли немного денег, попытались взять билеты и узнали, что половина автобусов отменена из-за выходного, а на оставшиеся мест нет. И что средующий автобус на Несвиж будет в 14-00. Печально. А на Мир? А на Мир и того позже. Таксист предлагат довести за 800,000 рублей. Поблагодарили — мы же не миллионеры. Хотя, в Беларуси эта фраза приобретает какой-то другой, скрытый смысл.
  2. Вспомнилось, что до Несвижа можно добраться от Городеи, а туда в свою очередь — на электричке. ТАк что пошли мы опять на ж\д вокзал, к счастью он был недалеко. Расписания электричек не нашли. Автомат по продаже билетов отказался продавать их по нашей не-беларусской банковской карте. Но в кассе нам продали билеты на сейчас. Порадовали две кассирши в одном окошке, и потому быстро идущая очередь.
  3. Через два часа мы приехали в Городею. Там есть ж\д вокзал, там же касса автовокзала. Огромная очередь, и все едут в Несвиж. Билеты на меньше чем через час. Экстремально некомфортный маленький автобус — все хотят поместиться, потому внутри месиво из тел. Пол-часа, и мы на автостанции Несвижа.
  4. Обещанного автобуса на Мир около 16:00 нет. Висит табличка о его отмене. Есть в 14-30, на Новогрудок где-то так же. Пытаемся посмотреть Несвиж за это время и понимаем, что не успеваем.  Ничего не остается, кроме как идти назад на автовокзал и брать билеты назад в Городею. Ехали издалека, хочется достаточно побыть в Несвиже, да и и Мир как-то выехать. Берем билеты на Городею, часов на 17. Оттуда хотим добраться до Мира. Долго выпрашиваем у диспетчера телефон автовокзала в Мире, а потом еще дольше пытаемся позвонить на него с украинского мобильного. Удается! Узнаем, что с Мира автобусы до Новогрудка есть, в 19:30 и в 20 с чем-то. Радуясь своей удаче, идем смотреть замок. А уж до Мира мы как-то доберемся, близко ведь.
  5. В назначенное время приходим на автостанцию. На этот раз автобус большой и просторный, и мы в Городее.
  6. Откуда очень печальный таксист довозит нас до Мира.
  7. Мир, замок-шедевр, и абсолютно чудесная провинциальная рыночная площадь. Автостанция — маленькое здание на этой площади. И мы едем в Новогрудок! Приезжаем. Темно и холодно. А в Новогрудке светят фонари и подсвечен костел — кажется, что ты попал в самый центр цивилизации. Здесь мы и ночуем. Хоть мы очень голодны, ужинаем запасенными в Несвиже молоком и печеньем. Вначале думаем поискать кафе или хотя бы бар, но транспортная эпопея порядком утомила нас, не оставив надежды на ночную жизнь.
  8. А сообщение с Гродно не такое уж хорошее. Автобусов мало, тех,  которые не делают временезатратный крюк — и того меньше. Берем билеты на чуть позже полудня. В дороге будем часа три. Перед отъездом смотрим Новогрудок. Он очень понравился.
  9. А утром следующего дня хотим взять билеты из Гродно на Минск. Автобусов много, но на хорошие мест уже нет. До отправления еще часов 6, но места уже закончились. Что поделать, берем на плохой. Но он долго едет, и на Минск у нас остается часа полтора.
  10. В Минск приехали по расписанию, потратили там эти полтора часа, уехали на своем поезде.

Что кавается поезда, удобнее всего добираться из Киева в Минск на поезде «Белый Аист». Он уезжает из Киева около 9 часов вечера, а приезжает в 7:30 по беларусскому времени. Стоит дороже чем автобус, 350+ гривен. Существуют скидки по студенческому, гривен на 10. В поезде — более советские чем у нас подстаканники, советские полки по ГОСТу которые короче наших, очень вкусный чай по 2 гривны и вагон-ресторан с хамоватым официантом.

Надеюсь, по прочтении вы не будете бояться подобных поездок. Отзывы в Интернете пестрят подобными маршрутами, но на общественном междугородном транспорте туристы в Беларуси ездят еще меньше, чем у нас. Но при должной подготовке, сноровке, везении и пофигизме… В общем, это совсем не страшно и даже весело.

Этот пост планировался как пост о всей поездке, но в процессе написания он получился уж очень длинным. Так что для фото, отчета и впечатлений со временем будет отдельный пост. Из него вы узнаете немного больше о графике работы замков-музеев, о состоянии их реставрации, о Виленском барокко, древнеруссой церкви на крутых берегах Немана, замковых горах, писателях и поэтех, литовских рыцарях… А также о привокзальных рюмошных, барах с местным колоритом, старых немецких кладбищах и том, как бывает холодно в начале марта. Это же Тревелблог, потому и темы соответствующие!)

Метки:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие BB-коды: [b],[i],[u],[s],[url],[quote],[code],[spoiler]

Top