— А где у вас здесь заповедник?

— А везде!

Из разговора с местным жителем, Шешоры, 30.04.11

Наверное, все началось с того, что нам захотелось посмотреть на заповедные Карпаты, не застроенные и не загаженные, и при этом успеть на ночевку в Ивано-Франковск. Либо все дело было в том, что на фото в Интернете нам очень понравились водопады в Шешорах, и мы решили на них посмотреть. Водопады — не скажу, чтоб они особенно нас впечатлили, и добраться туда оказалось труднее, чем предполагалось. Но лес, воздух и природа в Шешорах — отличны. Мы нашли здесь заповедный буковый лес с огромными деревьями, влажный воздух, горные реки и ручейки, непуганную живность и отсутствие людей. Чтоб тоже найти это все — поезжайте в Шешоры.

Кто будет читать дальше — помните, что мы не путешествуем с тур-группами и у нас нет машины.

Введение и дорога

Прежде всего — знайте, что ударение нужно ставить на «е», шЕшори. Также помните, что дорога занимает довольно много времени, и километраж тут — не показатель. Мы добирались из Ивано-Франковска через Коломию, и эти последние 28 км мы преодолевали не меньше часа. Если хотите добраться быстро — запасайтесь расписаниями автобусов.

Если расписания у вас нет — время между автобусами можно прекрасно провести за осмотром Коломии. У нас было около часу времени, этого хватило, чтоб дойти до центра города и его осмотреть, подробно но не слишком, погулять, пофотографировать. Была какая-то ярмарка народных ремесел, такие часто происходят возле Музея Писанки. Еще в тот день был фолк-фестиваль то ли в Шипоте, то ли в Космаче, так что атмосфера ярморочных гуляний доставила. В Коломии мы загрузились в типичный для Карпат автобусик (ПАЗ?) — винтажный, желтый, со скругленными углами и круглыми фарами. И он отвез нас в Шешоры. Вез от Коломии больше часа.

Что делать там

Осноновка «Шешори» — навесик с названием села на дороге, возле остановки — сельский магазин. Как только мы выгрузились из желтого автобуса, начался дождь. Если точнее — начался карпатский ливень, и как всегда — начался внезапно. Мы спрятались в магазине, где узнали направление дороги на водопады.

Мы знали, что здесь есть заповедник Шешоры. Однако мы все шли по указанной дороге, но даже указателя о начале заповедника не находили. Вскоре на дороге мы пересеклись с местным жителем и спросили у него, где же заповедник. «А везде» — ответил он. Тогда мы его совсем не поняли, понимание этого пришло через несколько часов прогулки по тому лесу.

Идя вперед, нашли водопады. Они оказались Серебристыми водопадами, фотографии которых обычно находят по запросу «Шешоры». Водопадов — целый каскад. Весной они скорее буроватого цвета из-за паводка. Водопады очень симпатичные, однако искупаться под водопадом здесь не получится — они совсем невысокие. А вот в водопаде — почему бы и нет.

Над водопадами стоит павильон, при нас там был банкет и играла громкая поп-музыка, из-за чего желания наслаждаться водопадами подубавилось, и мы пошли дальше.

Здесь есть еще один водопад, и он называется Шешорский Гук. Как сказано в этой статье, в Карпатах есть минимум три водопада под названием Гук. Один — в пределах города Косов, второй — на Шипоте, третий — в Шешорах.

Миновав водопады, мы прошли вдоль реки. Тем временем дождь свирепствовал, делая нашу одежду мокрой, а реку — еще более полноводной и быстрой. По берегам реки серая слоистая (кремень?) выходит на поверхность, красиво и живописно.

Пройдя немного вдоль реки, решили пойти в лес, для чего форсировали реку. Вода — холодная, а камни — острые, глубина примерно по колено. Берег довольно крутой, но в паре мест можно спуститься. В такие моменты чувствуешь себя отважным исследователем и покорителем горных рек, и оно того стоит.

Перейдя реку, углубились в лес. Лес — в основном буковый, с очень мощными старыми деревьями и густым подлеском. Местность холмистая, и временами с вершин холмов открываются потрясающие виды на верхушки деревьев, а иногда — на долину. Мы гуляли по этому заповедному лесу несколько часов, поднимаясь все выше и выше. Людей не встретили совсем, практически не нашли мусора, единственным свидетельством пребывания здесь человека были тропы и найденный нами навес для сушки сена. Как вошли в лес, перестали чувствовать дождь. Впрочем, до этого мы успели промокнуть до нитки.

Хотя людей не было, нам часто попадались саламандры. Если вы еще не знакомы, это — очень милые существа, занесенные в Красную Книгу Украины. Они похожи на ящериц, у них черная блестящая кожа в желтую крапинку, трехпалые лапки, и они ходят, переваливаясь из стороны в сторону. При прогулке по лесу смотрите под ноги, чтоб не наступить на саламандриков! Мы встретили их штук 15, разного размера. Они все шли в одном направлении, замечательно переваливаясь при ходьбе.

Тем временем вечерело, и мы пошли обратно. По дороге прошли через луг у реки, на котором было немало отдыхающих и жарящих шашлыки людей. Мы прошли мимо и дошли до знакомой нам остановки.

Судя по Википедии, в Шешошах также есть урочище Лебедин с одноименным озером. Увы, мы перед поездкой о нем не знали и, соответственно, не искали.

Путь обратно

Естественно, на остановке в Шешорах расписания автобусов не было. Продавщица из магазина у дороги сказала, что последний автобус уже ушел, предложила подъехать до перекрестка, откуда ходят автобусы на Коломию. Мы стопнули машину с местными и доехали до того самого перекрестка, где проходит оживленная трасса. Там мы минут за 10 дождались автобуса не на Коломию, а на сам Франковск, куда довольно быстро доехали. До этого перекрестка легко дойти пешком, идти километра 4, так что не волнуйтесь, выбраться без собственного транспорта и такси, и даже без автостопа — совсем не проблема.

Заключение

Очень хорошее место. Здесь вы найдете карпатский воздух, еще более влажный от близости реки, водопады для купания, фотоохоты и созерцания, чистый заповедный лес. Здесь можно отдохнуть от людей и суеты и прочувствовать природу. Это можно сделать много где в Карпатах, но Карпаты ведь разные, и в Шешорах они не такие, как в остальных местах. Есть место для прогулки, купания, палаток, через село проходит много туристических маршрутов. Мы очень рады, что туда приехали, приезжайте и вы!

Где:

Село Шешоры в Косовском районе Ивано-Франковской области. От Ивано-Франковска 87 км, от Коломии — 28.

Как добраться:
Наш вариант: на двух автобусах, от Ивано-Франковска до Коломии, от Коломии — на Шешоры. Последний едет медленно.

Где жить:
1. В Шешорах есть несколько отелей и турбаз и множество усадеб зеленого туризма. По первой гуглящейся ссылке — список из штук 15 наименований. Много где цены умеренные.
2. Во Франковске несколько отелей, включая наш любимый совковый Днистер. Если едете в Шешоры на день и имеете планы на следующий, хорошо вернуться на ночевку во Франковск.
3. Коломия — промежуточный вариант, довольно большой город, но близко к Шешорам.