Язловец — костел
Язловец, что в Бучачском районе Тернопольской области — еще одно малоизвестное сокровище нашей страны. Он примечателен количеством памятников, богатством истории, красотой и атмосферностью места. Он интереснее заезженных туристами «Золотой подковы Львовщины», или Острога, или Теребовли с Микулинцами. Он лучше, просто благодаря времени, дорогам и туристической инфраструктуре он оказался немного… В отдалении. Мало кто сегодня вспомнит, что Язловец когда-то был большим городом. Он находился на важном торговом пути из Львова в Молдову. Здесь был один из основных центров торговли, здесь же находилась резиденция армянского архиепископа. Что же случилось? Об этом красноречиво говорит название книги Стенли Ковальского, «Jazlowiec — The Town Lost in History». Город просто потерялся в истории, как корабль в штормовом море, и только остатки его величия выбросило волнами на берег. Впрочем, и эти остатки очень впечатляют.
Подробнее об истории Язловца предлагаю прочитать в упомянутой книге, в украинской Википедии или на сайте у Блеки. Я не буду писать здесь того, что уже много раз писали до меня.
Этот пост будет о том, что меня действительно интересует и о чем в Интернете информации мало — о грандиозном костеле Успения, величественной руине, начавшей свой путь в 16 веке. Он, как и весь город, похож на корабль, не переживший бурю: его мачта еще крепка, но паруса превратились в гниющие ошметки. И он прекрасен. Дальше будет много фото.
Идем в осень, вокруг ноябрь. Воздух — пустой, холодный, звенящий. Серость окружающей действительности отчасти компенсируется яркостью листвы. Река как канава, или же канава как река, текущая серая вода.
Приезжая в Язловец, сразу видишь все его самые красивые места. Ты оказываешься на развилке — выбирай, куда тебе идти. К замку, к костелу, к армянской церкви? Направо пойдешь — ничего не найдешь. К костелу пойдешь — в попытках вместить трехмерность здания в ограниченную двухмерность кадра… Ничего не найдешь. Костел очень велик, трехмерен и неуловим.
Колокольня готова поприветствовать того, кто грядет с колоколами. С этого ракурса костел — совсем руина.
Закрытая дверь.
Но ведь в паре с ней всегда идет дверь открытая.
Где здесь тот, кто умеет читать полустертые надписи?
Путь к алтарю преграждают фантастические лианы…
… и все предается земле. И порастает травой.
Верхний ярус башни — 19 век, романтизм. Кто тогда думал о том, что костел станет романтичными руинами? Романтизм ведь особенно хорош в состоянии развалин.
Крыши под башней нет. Сверху стен растут деревья, вероятно уже не первый год.
Над алтарной частью — образ Христа. И уж не знаю, каким он задумывался, но сейчас он выглядит инфернально.
В часть стен вмурованы надгробия. Одно из них (его легко найти) принадлежит известному когда-то польскому композитору Николаю Гомулке, умершему в 1609 году.
Эти шрифты так маняще славят бурное время, опасный переход из века 16 в век 17. Эпоха — в шрифтах. Бог — всюду, но в мелочах — еще и дьявол.
Винтовая лестница, узкая и из крепкого камня, приведет вас выше. Вначале — на хоры, потом — туда, где была крыша.
Чтоб вы подробней рассмотрели ее остов.
И пейзажи этого серого октябрьского утра, и те места, куда могли бы привести другие дороги.
И, насладившись высотой, спустились вниз, держась руками за темные, холодные, древние стены.
Здесь свод похож на массу кирпича, поддерживаемую тонкой паутинкой. Тут какие-то очень чувственные и лирические нервюры.
Кладка лирична и хаотична.
На стенах — остатки росписей. Их довольно много, но лучше всего сохранились скорбные ангелы.
Алтарь вероятно был разрушен и позднее сложен из остатков. Зато на нем и под ним очень много цветов. Они делают серую сырость теплой и уютной.
Они вселяют надежду.
Метки:
Бучачский р-нзаброшенные костелыкостелыкраїна барокоТернопольская
Добавить комментарий